26 октября международное рейтинговое агентство Fitch ухудшило прогноз рейтинга Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» со «стабильного» до «отрицательного».

По данным Fitch, агентство ожидает от компании информации о новой схеме ценообразования, которая может стать фактором пересмотра прогнозов рейтингов.

«Нефтегаз» – яркий пример хищнического отношения государства к бизнесу, который находится в ее собственности. Компания теряет инвестиционную привлекательность из-за того, что для разноцветных правительств она является гибридом благотворительного фонда по поддержке населения и олигархов, кормушки и инструмента для наполнения бюджета.

Сейчас, когда с таким трудом создается украинский бюджет следующего года, стоило бы призадуматься над тем, откуда государство будет брать деньги для выполнения политических обещаний самых высокопоставленных чиновников.

Текущее состояние дел в налоговой системе настолько маразматично, что может вызвать слишком эмоциональную реакцию – «может, лучше вообще без налогов?!»

Бюджету – бюджетово, директору – директорово

Нынешняя статистика свидетельствует о том, что частный сектор почему-то платит намного меньше налогов, чем государственный.

Почему так происходит – понятно. Большой бизнес прячет свою прибыль при помощи вполне легальных, но довольно сомнительных с точки зрения социальной ответственности схем, как, например, вывод прибыли в оффшоры.

В тот же время менеджменту государственных предприятий заботиться о том, чтобы утаивать прибыль нет смысла. Поскольку государственные предприятия не принадлежать их менеджерам, то сопротивляться стремлению членов правительства урвать кусок на свои популистские нужды у них нет ни стимулов, ни возможности.

Стремясь осмыслить логику украинского налогообложения, «УП» старалась сравнить налогообложение нефтегазового комплекса с таковым в других отраслях. И обнаружилось несколько довольно интересных выводов.

1. Оказалось, что, во-первых, у правительства в экономике, как и у султана в гареме, существуют «любимые» и «нелюбимые» отрасли.

Как не удивительно, «нелюбимые», которые платят львиную долю налогов – это государственные предприятия. А фавориты – отрасли, где государственного капитала практически не осталось.

Особенно ярко этот контраст проявляется, когда сравниваешь налогообложение, например, НАК «Нефтегаз Украины» и всех других отраслей экономики, где есть предприятия-гиганты. Результат такого сравнения поражает.

Налоговые платежи по отраслям промышленности Украины за 9 месяцев 2006 г.

Отрасль Налоговые платежи, млрд. грн. *
Машиностроение, химия, горно-обогатительные комбинаты, цветная металлургия 3,89
Черная металлургия 2,64
Предприятия ж/д транспорта (т.е. «Укрзализныця») 2,63
Предприятия Госкомсвязи («Укртелеком» и др.) 1,12
Предприятия атомной энергетики («Энергоатом») 1,10
Другие: 11,38
НАК «Нафтогаз Украины» 10,00

*— без учета возмещенного НДС.

Данные Минфина (неофициально).

Из таблицы следует, что НАК заплатил почти столько же, сколько остальной большой украинский бизнес вместе взятый.

При этом одна лишь украинская металлургия за 9 месяцев текущего года продала продукции на 70 млрд. грн., что превышает годовой доход того же «Наетогаза» на 20 млрд. грн. Т.е. из одной гривни своих доходов государственный НАК платит в бюджет в несколько раз больше, чем частные металлурги.

«Нефтегаз» отдает государству каждую пятую гривню. А металлурги, чьи лоббисты сейчас обсели кресла в Верховной Раде, Кабмине, СНБОУ и Секретариате Президента, заплатили в лучшем случае лишь каждую двадцатую.

Но это еще не все.

НДС-возмещение — это черная дыра бюджета

Банальная сентенция, но цифры 2006 г. поражают.

Как уже говорилось, черная металлургия заплатила налогов «аж» на 2,64 млрд. грн. — если верить неофициальным данным, которые оказались в распоряжении «УП».

Подчеркнем — всех налогов, в том числе и НДС.

В тот же время «УП» удалось получить абсолютно официальную информацию налоговой – за 9 месяцев 2006 г. они возместили (т.е. выплатили деньгами) металлургической промышленности и предприятиям по обработке металла 4,1 млрд. грн.!

Т.е. значительно больше, чем получили.

Первая мысль — наверное, металлургов выгоднее принудить вообще не платить налогов, так как сейчас граждане чудесным образом больше им отдают, чем получают.

Понятно, что это сухие цифры, которые нуждаются в тщательном анализе.

Конечно, за предыдущие периоды накапливалась задолженность за невозмещенным НДС. Но тяжело поверить в то, что такая система налогообложения является справедливой.

Выводы

1. Статус больших государственных монополий абсолютно неопределенный.

Для чего существуют НАКи и ГАКи? Сознают ли чиновники, что цели, которые они навязывают предприятиям, находящимся под государственным контролем, противоречат друг другу?

Функция коммерческая, т.е. получение максимальной прибыли, прямо противоречит функции социальной, т.е. поддержке нуждающихся силами самого предприятия.

Функция наполнителя бюджета противоречит социальной функции и коммерческой. Социальной — так как поддержка малообеспеченных должна происходить, по крайней мере, или через бюджет, или через тарифную политику монополии. Но отнюдь не одновременно, так как тогда монополия быстро начнет приближаться к банкротству (что успешно делают «Укрзализныця» и «Нефтегаз»).

Функция коммерческая мало совместима с функцией наполнения бюджета — так как эксклюзивно высокие налоги разрушают инвестиционную политику монополии, и тогда она деградирует, теряя конкурентоспособность в глобальном смысле, и наконец, свой монопольный статус.

2. В Украине происходит жесткая дискриминация отдельных групп субъектов хозяйствования.

Некоторые частные отрасли экономики практически не платят налогов. В тот же время, предприятия, которые принадлежат, говоря языком агитпропа, народу — т.е. у которых пока что не один, а миллионы владельцев — страдают от чрезмерного налогового давления.

Таким образом, миллионы мелких собственников ущемлены в правах, а группа из нескольких десятков собственников пользуется привилегированным налогообложением.

3. Существующая система налогообложения позволяет руководящим лицам манипулировать механизмами возмещения НДС.

Это, в свою очередь, создает колоссальные дисбалансы в экономике, приводя как к прямым потерям бюджета через криминальные схемы возмещения НДС, так и к целиком легальным перекачиваниям средств в бюджет и назад, с нулевым результатом для реципиентов бюджетных средств.

Общий вывод — только коммерциализация государственных предприятий с дальнейшей их приватизацией, уход от положения «дойной коровы» государственных монополий и реформа НДС могут исправить недостатки современной системы налогообложения.

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua