Хочется заметить, что степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько он сам гибок и искусен в их использовании.

Манипуляция может осуществляться неосознанно, а может и осмысленно, поэтому в той или иной степени каждая манипулятивная попытка предполагает хотя бы элементы планирования. В качестве планируемых действий выступают подстройка к особенностям ситуации и адресата воздействия, подготовка адресата, организация самой ситуации.

Манипулятивное мастерство реализуется в двух процессуальных стадиях: подготовка и непосредственно манипуляция.

Подготовительный этап

В рамках этого в соответствии со своими намерениями манипулятор должен осознать, какого рода воздействие он собирается осуществить в том или ином случае, а для этого точно выбрать мишень воздействия, т.е. — те психические структуры адресата, на которые он оказывает влияние. Такими мишенями воздействия являются:

  1. потребности, интересы, склонности;
  2. мировоззрение, убеждение, верования;
  3. знания о мире вещей, о людях, явлениях и отношениях;
  4. способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация;
  5. психические состояния, чувства и эмоции.

Для этого нужно знать адресата воздействия: то, что может оказать воздействие на одного адресата, с другими не сработает. Выбор мишеней воздействия предполагает сбор информации об адресате воздействия.

Контекстуальное оформление — организация условия воздействия таким образом, чтобы обеспечить успех манипуляции. Организация взаимодействия заключается в том, чтобы проконтролировать «внешние» переменные ситуации взаимодействия; прежде всего физические условия. К физическим условиям относится место взаимодействия и его оформление. Возможности для манипулятивного воздействия разные в зависимости от того, происходит ли оно в официальной или неофициальной обстановке (в рабочем кабинете, на природе, в банке, на улице и т.д.). Опытный манипулятор все эти условия тщательно учитывает. Подбором условий взаимодействия решается ряд задач: повышение вероятности возникновения у адресата воздействия определенных реакций, изолирование адресата для обеспечения возможности влияния на него без помех, создание условий для повышения внушаемости.

Без установления контакта никакое эффективное общение невозможно, поэтому в литературе по деловому общению столь большое значение придается установлению контакта. В случае манипулятивного взаимодействия успех манипулятора зависит от умения войти в контакт и удерживать его.

Особый вид контакта составляет присоединение, или подстройка. Техника присоединения к партнеру по общению — это присоединение по движениям, позе жестам, мимике, а также присоединение к ведущей репрезентативной системе (визуальной, кинестетической, аудиальной). Присоединение осуществляется и по эмоциональному состоянию.

В процессе присоединения ведется поиск общей почвы: «земляк», «коллега», «братья-славяне», «мужики» и т.д. Другой вид присоединения — «присоединение к …» подразумевает реальное разделение участником общения намерений, интересов, взглядов, действий партнера по общению.

Заметим, что установление контакта — это не манипулятивный прием. Присоединение, или подстройка, необходимы в любом процессе общения, как важнейшая его составляющая, без которой невозможно сколько-нибудь длительное время поддерживать отношения. Манипуляция начинается тогда, когда установление контакта используется для формирования доверия, которое потом будет использовано в манипулятивных целях. Здесь используются все приемы аттракции, чтобы создать о себе благоприятное впечатление, стимулируется симпатия, формируется ситуация откровенности, вытесняется желание скрыть информацию.

Психолог Е.Л. Доценко определил факторы, управление которыми позволяет манипулятору влиять на события в соответствии со своими замыслами. К таким факторам относятся психологическое пространство взаимодействия и информационное оформлении манипуляции.

Психологическое пространство взаимодействия складывается между общающимися сторонами с момента установления контакта. Как и физическое пространство, оно имеет свои измерения. Каждое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется, организуется, а его развитие куда-то направляется. Событие совершается взаимными усилиями партнеров по общению. Для описания как статических состояний психологического пространства, так и его изменений используются понятия: территория, дистанция, пристройка, инициатива, уровни воздействия, динамика воздействия. Управление этими факторами составляет важную часть арсенала психологического воздействия.

Территория — часть межличностного пространства, которую тот или иной партнер считает своей. Психологически территория межличностного взаимодействия воспринимается на разных уровнях:

  1. на кинесическом — как физическая территория: мой кабинет, моя комната, мой рабочий стол, моя половина стола, мой автомобиль, пятачок под ногами в переполненном транспорте и т.д.;
  2. на эмоциональном — мои чувства, эмоции, настроение, реакция;
  3. на операционном — моя работа, мой стиль деятельности, мой индивидуальный способ ее выполнения;
  4. на предметном — мои мысли, мои идеи, мой род занятий;
  5. на личностном — все то, что значимо для меня (отсюда «не лезьте в душу»).

В результате присоединения образуются общие поля, на каждом из которых определяются «свои территории» и «ничейные» зоны. При манипуляции происходит тайное проникновение на чужую территорию — происходит вторжение в интимное пространство, проникновение в чужую душу, искажение и передергивание мыслей и т.д.

При манипуляции происходит постоянное нарушение дистанции, как в физическом смысле, так и в социальном и психологическом, этому обучают на тренингах, посети тренинги, и узнай больше.  Дистанция — это степень удаленности партнеров друг от друга, определяемая наличием межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Задача манипулятора состоит в том, чтобы сократить дистанцию между собой и адресатом до максимально возможного минимума.

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua