С 2011 года изменен порядок учета расходов будущих периодов. Несмотря на то, что с момента издания и опубликования резонансного приказа Минфина от 24.12.11  №186н прошло уже несколько месяцев, специалисты до сих пор не могут придти к единому мнению. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Старший аудитор АО «Градиент Альфа» Олег Мосин разобрался в хитросплетениях обновленных правил учет расходов будущих периодов.

«Бухгалтерский учет — это все-таки не налоговый учет, который требует технически исполнять инструкции Налогового кодекса и писем Минфина. При решении вопроса об отнесении затрат на расходы будущих периодов следует руководствоваться прежде всего экономическим смыслом операции, — посоветовал аудитор. — Недаром в бухучете есть возможность отступать от правил, если это не позволяет достоверно  отразить финансовое положение и финансовые результаты организации».

Докладчики и слушатели сошлись во мнении, что 97 счет никуда не исчез. Он остался в том же самом ПВБУ №34н, в названии раздела осталось упоминание о расходах будущих периодов, осталось понятие в ПБУ 10/99, в плане счетов остался 97 счет. Кроме того, упоминание о расходах будущих периодов осталось в нескольких специальных ПБУ. 97 счет по-прежнему отражается в бухгалтерском балансе, но не отдельной строкой, как было раньше. Теперь он включается в другие показатели в зависимости от вида затрат.

«Я не сторонник сильно расформировывать 97 счет. Изменения были внесены с целью исключения из расходов будущих периодов таких расходов, которые не отвечают экономической сути активов, способных в будущем принести доход», — объяснил свою позицию Олег Мосин.

Участники круглого стола сравнили пункт 65 ПВБУ №34н от 29.07.98 и тот же пункт ПВБУ №34н в редакции приказа Минфина России от 24.12.10 №186н. И в старой, и в новой редакциях 65-й пункт начинается теми же словами: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе…» (то есть никак не в текущих расходах), а далее текст в новой редакции был изменен на: «…в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».

«Как видите, нас отсылают на другие нормативно-правовые акты: на ПБУ 10/99 и Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике. На стыке этих документов с ПВБУ №34н и появляется понятие актива, это критерий оценки тех или иных затрат, которые раньше были на 97 счете, — прокомментировал Олег Мосин. — Как известно, Концепция бухучета — не нормативно-правовой акт, но она призвана быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами. Это как раз рассматриваемая нами ситуация. И говорит она по поводу активов о следующем: активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация приобрела в результате своих действий в прошлом и способные приносить экономические выгоды в будущем».

Под экономическими выгодами понимается потенциальная возможность активов прямо или косвенно генерировать денежные потоки. В Концепции это расшифровывается четырьмя вариантами:
— использование обособленными или в сочетании с другими активами в процессе производства товаров, работ, услуг;
— обмен на другой актив;
— использование для погашения обязательств;
— распределение между собственниками организации.

При распределении затрат на 97 счете чаще всего пользуются первым пунктом, поскольку то, что учитывалось на этом счете ранее, все же приносило косвенные доходы и экономические выгоды. Например, бухгалтерские компьютерные программы позволяют экономить время и содержать меньший штат сотрудников.

«При отнесении каких-то затрат в расходы будущих периодов или текущие расходы, нужно, прежде всего решить, является ли данный вид затрат активом, то есть способен ли он в будущем самостоятельно или в совокупности с другими активами принести доход, — посоветовал Роман Самилло. — Если доход он приносить не способен, то это расходы текущего периода. В качестве примера можно привести отпуск сотрудника, который он заслужил, отработав полгода или год. Экономических выгод отпуск в будущем организации уже не принесет.

В случае, если данный вид затрат способен приносить какие-то доходы и генерировать денежные потоки, то нужно задаться еще одним вопросом: указан ли данный вид актива в нормативно-правовых актах напрямую. Сейчас понятие «расходы будущих периодов» осталось в трех нормативно-правовых актах: в ПБУ 14/2007, в ПБУ 2/2008 и в Методических указаниях по учету материально-производственных запасов. Что касается всех остальных затрат, являющихся активами, но указаний в нормативно-правовых актах на них нет, то следует самостоятельно установить в учетной политике организации порядок их списания и внесения на 97 счет. В пунктах 9 и 19 ПБУ 10/99 говорится, что «расходы признаются с учетом связи между произведенными доходами и расходами, путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем». Именно это обоснованное распределение необходимо закрепить в учетной политике».

По рекомендациям старшего аудитора АКГ «Градиент Альфа», к расходам будущих периодов следует относить:
— приобретение неисключительных прав (это, повторимся, к примеру, программные продукты, необходимые для бухгалтеров, дизайнеров и других специалистов и носящие производственный характер);
— приобретение исключительных прав стоимостью до 40 000 рублей;
— освоение новых производств (запуск нового вида продукции, работ, услуг);
— лицензии, взносы в саморегулируемые организации, сертификация;
— страховка (ОСАГО, КАСКО, тренинг продаж и другие виды).

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua