На протяжении последних десяти, а может, и более лет государство активно борется с «серыми и «черными» схемами выплат заработной платы. С этой целью принимаются новые законы, разрабатываются методики проверок и т.д. В 2010 году на этом пути был сделан еще один шаг, который хотелось бы отметить особо, в силу того что он приобрел в последнее время громкую и довольно скандальную окраску. В СМИ приходилось даже встречать мнение, что если законопроект, о котором речь пойдет ниже, будет принят без поправок к первоначальной версии, то это начало конца рыночной экономики.
Итак, в 2010 году в Государственную думу РФ был внесен законопроект, получивший № 451173-5 и название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целом это предложения о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда или другими способами.
20 мая 2011 года он был принят в первом чтении. Э этот документ затрагивает две последние схемы, а также частично схему 2. Высказанные в нем предложения состоят в основном в следующем:

организации по содействию в трудоустройстве населения, в том числе негосударственные, не вправе заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Это как раз борьба против «заемного» труда. Здесь странно одно: передавать работников для работы по нашему законодательству невозможно и так. Фирмы заключают между собой гражданско-правовые договоры на оказание услуг или выполнение работ. Людьми никто и не торгует. Выражаясь более научно, лизинг (аренда) персонала в России не существует, во всяком случае в правовом поле. Речь может идти только о подборе персонала на определенные вакансии или об уже упомянутых выше гражданско-правовых договорах оказания возмездных услуг или выполнения работ, посети тренинг продаж;

— в тех случаях, когда отношения, связанные с использованием личного труда, имеют признаки трудовых, установленные статьями 15 и 56 ТК РФ, но были оформлены договором гражданско-правового характера или возникли без оформления каким-либо договором, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если лицо, использующее личный труд, отказывается признать себя работодателем, признание указанных отношений трудовыми осуществляется государственной инспекцией труда и (или) судом (обратите внимание на расширение функций трудовых инспекций).

Здесь очень интересно, почему авторов законопроекта не интересует мнение работников? По Конституции РФ труд пока еще свободен. Следовательно, если человек заключает с компанией гражданско-правовой договор, то он имеет на это полное право. Не стоит забывать, что трудовые договоры накладывают дополнительные обязанности не только на работодателей, но и на работников. Например, речь идет о трудовом распорядке. С какой стати по решению государственного органа кто-то должен возлагать на себя дополнительные обязательства, если он сам того не желает? Существуют признаки трудовых отношений? Сам факт выполнения какой-либо работы — это уже признак трудовых отношений. Работал в офисе заказчика? Так это и не запрещено ГК РФ. Примеров можно привести еще много, но суть останется та же: до тех пор пока труд свободен, любая переквалификация гражданско-правовых договоров в трудовые, если исполнитель не заявляет, что его обманули, а на самом деле он хотел вступить с заказчиком в трудовые отношения, законной не будет;

— трудовые отношения между работником и работодателем возникают, в частности, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, в случаях, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен либо отношения, связанные с использованием личного труда, были оформлены договором гражданско-правового характера или возникли без оформления каким-либо договором, но впоследствии были признаны трудовыми. Что такое организационно-распорядительные функции, ТК РФ не определяет. Это раз. А два: это и так предусмотрено статьей 16 ТК РФ;

— когда в соответствии с трудовым договором работник производит работу не для лица, заключившего с ним договор или фактически допустившего работника до работы, а для обслуживаемого этим лицом по договору гражданско-правового характера юридического лица или ИП.

Работодателем по этому трудовому договору признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которого производится работа, за исключением случаев, когда организация или индивидуальный предприниматель – исполнитель по гражданско-правовому договору подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг, перевозки или транспортной экспедиции заключает с работником трудовой договор в целях использования его труда для исполнения обязательств, принятых исполнителем на себя по этому гражданско-правовому договору.В этих случаях работодателем признается организация или ИП-исполнитель.

В переводе это означает, что если одна фирма заключила договор с другой фирмой, а та предоставила ей площади для работы на своей территории, то работники первой фирмы автоматически становятся работниками второй фирмы. Понятно? Вот и никто не понял;

— соответствующие изменения должны быть внесены также в НК РФ. В основном эти изменения касаются запрета «заемного» труда с точки зрения налогообложения.

На этот законопроект существует официальный отзыв Правительства РФ, в котором указано, что этот документ требует доработки, так как:

— частично изложенная в нем позиция не соответствует действующему законодательству (в частности, работа негосударственных организаций, содействующих занятости населения, не регламентируется Законом о занятости населения; изменения, которые предлагается внести в НК РФ, не соответствуют международной практике и правовым основам налогообложения в РФ; переквалификация договоров возможна только по решению суда; оказание услуг или выполнение работ по гражданско-правовым договорам на территории организации-заказчика является обычной практикой, не противоречащей интересам работников или государства и т.д.);

— частично предлагаемые изменения повторяют существующие правовые нормы (в случае нарушения прав работника он может получить компенсацию морального вреда; фактическое допущение работника к работе является вступлением в трудовые отношения и обязывает работодателя подписать трудовой договор и т.д.);

— частично предлагаемые изменения в случае их вступления в силу могут привести к нарушениям действующего законодательства (допущение работника к работе не только работодателем или его представителем, но и с ведома или по поручению лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, может расширить круг лиц, решающих вопрос о трудоустройстве, до небывалых размеров, что нанесет ущерб работодателю).

О праве граждан самостоятельно решать вопрос, какой договор им заключать, гражданско-правовой или трудовой, в этом документе, впрочем, ничего не сказано.
В целом официальный отзыв Правительства РФ на рассматриваемый законопроект, можно сказать, разнес его в пух и прах. Кроме того, все названные в этом документе замечания целесообразны и соответствуют действующему законодательству. Это обстоятельство вселяет надежду, что ко второму чтению законопроект поправят с учетом сделанных замечаний. Тем не менее надо отметить, что желание государства бороться с «серыми» и «черными» схемами выплат заработной платы не ослабевает и рассматриваемый документ тому доказательство. Кроме того, судя по тексту законопроекта, борьба идет по принципу «закручивания гаек». Безусловно, работодателям следует иметь это в виду.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что используемые на сегодняшний день схемы незаконной оптимизации «зарплатных» налогов и сборов весьма несовершенны, давно известны налоговым органам, а также по ним разработана система доказывания, что делает их использование очень опасным и для работодателя как для налогоплательщика, и для руководителя и главбуха работодателя как для должностных лиц. С другой стороны, налоговая нагрузка на бизнес чрезмерно велика, что не только затрудняет его развитие, но и ставит под сомнение сам факт выживания некоторой части бизнеса. Таким образом, вероятно, вопрос о налоговой нагрузке и сложившейся в связи с этим ситуации должен быть рассмотрен на государственном уровне. Ведь сегодняшнее положение противоречит интересам и работодателей, и работников, и самого государства.

В самом конце хотелось бы еще раз подчеркнуть, что большинство способов борьбы с «серыми» схемами выплаты зарплат не учитывают одной немаловажной вещи — наличия у работников права выбора, какой и когда заключать договор, становиться ИП или нет и многого-многого другого. Хотя Конституция РФ утверждает, что приоритетными в нашей стране являются права и свободы граждан, а не фискальные интересы государства.

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua