Формирование резервов по отпускам актуально для крупных и средних предприятий. Малые предприятия могут не формировать такие резервы на основании пункта 3 ПБУ 8/2010.

Как рассказала Ирина Горячева, с 2011 года из Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности исключен пункт 72, которым было предусмотрено начисление резервов на оплату отпусков в составе резервов предстоящих расходов. Вместе с тем в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» в бухучете необходимо включать в расходы обязательства организации с неопределенной величиной или сроком исполнения (так называемые оценочные обязательства).

Отпускные выплаты подлежат резервированию, в связи с тем, что у них соблюдаются одновременно три условия, установленные в ПБУ 8/2010 в отношении оценочных обязательств, а именно:
— у организации с большой долей вероятности существует обязанность, и ее невозможно не исполнить;
— в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод;
— можно обоснованно оценить величину оценочного обязательства.

Оценочные обязательства отражаются в бухучете по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Учет резервов предстоящих расходов».

Нормативно формирование резервов на отпуска в бухгалтерском учете не определено. Поэтому в учетной политике необходимо закрепить правила формирования резерва.

«Организации, которые до 2011 года не отражали в бухгалтерском учете и отчетности резервы по обязательствам, связанным с накопленными отпусками, должны сформировать сумму оценочного обязательства по состоянию на 1 января 2011 года, — рекомендовала Ольга Варн. — В бухгалтерском балансе необходимо скорректировать входящие остатки по статьям «Нераспределенная прибыль», «Резервы предстоящих расходов», «Отложенные налоговые активы». Если по состоянию на 1 января 2011 г. у организации в составе расходов будущих периодов числились переходящие отпуска, входящие остатки по статье «Расходы будущих периодов» также следует уменьшить на сумму этих отпусков и на эту же сумму уменьшить входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль». Далее нужно ежемесячно доначислять резерв».

Алгоритм расчета резерва на оплату отпускных организация определяет самостоятельно. Расчет может быть произведен как отдельно по каждому сотруднику, так и в целом по подразделениям организации. Сумма резерва должна включать в себя  не только оплату отпуска, но и начисленные на сумму отпуска страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе и взносы на страхование от несчастных случаев.

В налоговом учете нормы, по которым резерв на оплату отпусков формируется и используется для целей налогообложения прибыли, закреплены в статье 324.1 НК РФ. Ежемесячные отчисления в резерв рассчитываются по схеме, определенной в пункте 1 статьи 324.1 НК РФ. Для этого необходимо составить специальный расчет (смету), который может быть оформлен в свободной форме.

В смете важно рассчитать два показателя:

1. Предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда. В этот показатель включают сумму оплаты труда, сумму начисленных страховых взносов с учетом взносов  на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

2. Предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов.

Эти показатели являются основой для определения ежемесячного процента отчислений в резерв, рекомендуем тренинг продаж, реально поможет.

Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ, недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в налоговую базу текущего периода.

В конце своего выступления Ирина Горячева отметила, что создание резервов в бухгалтерском учете с 2011 года стало обязанностью организаций, а в налоговом учете это по-прежнему является правом организации.

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua