Использование ритуала предполагает предоставление  сотруднику готового сценария корпоративного рвения.

В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет, такой-то рабочий день… К этому перечню следовало бы добавить еще один пункт: отправление корпоративных ритуалов обязательно.

«Работал я в одной конторе, – вспоминает системный администратор, не пожелавший огласить ни свое имя, ни название компании, – с интереснейшей заморочкой. Каждое утро весь личный состав собирался на молитву. Не православную, не католическую, не магометанскую – в ней упоминались Христос, Будда, Кришна и Перун. Наверное, директор эту религию сам выдумал исключительно для демонстрации лояльности сотрудников. И ничего, демонстрировали».

То, что анонимный сисадмин называет заморочкой, любой специалист по корпоративной культуре обозначит как ритуал. Из того, что корпоративная культура за последние пять-семь лет стала модной темой семинаров, тренингов и газетных публикаций, еще не следует, что раньше ее не было.

Была – со всеми вытекающими из нее планерками, пятиминутками и проработками на профсоюзных собраниях. Корпоративные ритуалы тоже были. Собственно, как ритуалы вообще, которые, согласно энциклопедии, есть «стандартные формы поведения особей одного вида при их взаимодействии в строго определенных ситуациях».

 

В чем смысл

Одна из целей ритуала – предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы – как формальные, так и неформальные.

Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот.

Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму.

 

Выпивка и спорт обязательны

Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. «На моей прошлой работе, — вспоминает москвич Николай, — было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения».

Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры крупной компании раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче «веревочный тренинг» и прочие тимбилдинг, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег – считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: «Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых – выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать».

Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в компании весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом.

 

Инициация и хоровод

Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию.

Календарные ритуалы – самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная.

Переходные ритуалы- ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса. Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу.

В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной.

К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в одной компании, заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки.

Как это не банально, но многих людей интересует, как заработать деньги быстро и много. Но как устроиться на работу, важные обучающие программы персонала, та самая и необходимая  мотивация персонала, и семинары тренинги в Киеве как  необходимо управление персоналом и великая мировая культура, нужно помнить как правильно говорить с партнёром и руководством. А так-же, важное на первый взгляд как правильно написать резюме Вам, для того, что бы взяли на хорошую работу.

 

Комментарии закрыты.

 

Контактные телефоны:
  + 38 (044) 237-90-05
  + 38 (044) 233-46-69
  + 38 (044) 258-45-47 (факс)

Контактный E-mail:
office@nbc.ua
admin@nbc.ua